Fractal Audio Б/У и от «серых» дилеров: что нужно знать перед покупкой.
Для большинства пользователей ответ на этот вопрос очевиден: покупка дорогостоящей продукции непонятного происхождения – это всегда лотерея, причем в случае аксов не очень выигрышная. Тем не менее, многие не очень понимают соотношение выгоды и рисков и бросаются в авантюру, пытаясь сэкономить кровно накопленную сотку-другую американских рублей.
Но для начала необходим disclaimer! Конечно же, данная статья может быть воспринята с закатанными вверх глазами: кому как не официальному дилеру пропагандировать целесообразность собственных легальных продаж? И это верно и логично. Однако наряду с этим существуют и другие причины, подтолкнувшие нас на написание этой статьи. Они будут указаны дальше с голыми фактами и статистикой, а какой вывод делать из этой информации – решение за читателем.
Одна из основных причин для написания статьи – участившиеся обращения в наш сервисный центр с неправильно работающими или вовсе нефункционирующими приборами, которые были куплены либо с рук, либо с помощью «серых» продавцов. Последствия таких обращений (а точнее, расценки на ремонт приборов) довольно сильно огорчают владельцев продукции Fractal Audio и, несмотря на объективные предпосылки, становятся причиной их недовольства и претензий. Поэтому нам хотелось бы максимально осветить тему технического качества приборов и возможных проблем, с которыми могут столкнуться (будущие) владельцы.
Не ремонтируйте свой Porsche в сервисе для Жигулей!
Во-первых, необходимо понимать, что только у инженеров нашей компании имеется эксклюзивный доступ к схемам и запчастям продукции Fractal Audio. Поэтому у пользователя с неисправным прибором фактически отсутствует выбор, куда обращаться. А официальная гарантия Fractal Audio распространяется только на, как ни странно, официально ввезенные приборы в РФ.
Однако многих это не останавливает, с первыми неполадками они обращаются к местным мастерам. Особенно это касается жителей наиболее отдаленных районов нашей необъятной страны. Подтверждается это тем, что во многих приборах, которые вскрываются в нашем сервисном центре, обнаруживаются следы стороннего вмешательства. Зачастую, подобные вмешательства не только не решают проблему, а, наоборот, ее усугубляют.
С другой стороны не совсем правильно было бы обвинять только российских мастеров в дальнейшей порче аксов. Вполне возможно, что приборы были «отремонтированы» кем-то и в США. Ведь нет никакой гарантии, что купленный через посредника прибор был им приобретен напрямую с сайта Fractal Audio, а не с местным барахолок, ebay и прочих площадок для продаж, куда сливается всякий хлам. Зачастую даже сам посредник не в курсе, где был куплен прибор, так как покупкой в США занимается другой человек, из местных.
Следует отдельно рассказать про сопряженную с частной покупкой логистику и ее последствия. Помимо того, что подобный «серый» прибор был в чужих руках, он еще катался по США с помощью разных служб. Если вы думаете, что USPS – почта США – сильно лучше российской обращается с хрупкими посылками, вы ошибаетесь. Но даже если прибор пережил эти передряги, то трансконтинентальная доставка от ЕМС Почты России (которой доставляют все посредники, занижая стоимость посылки для таможни) – становится самым настоящим испытанием, и не только для продукции Fractal Audio.
Официальная же поставка транспортируется в надежно защищенных коробках, а также дополнительно тестируется на складе в США и в России. Таким образом исключаются технические проблемы с приборами. А какие они могут быть?
Микротрещина в плате = приговор
Самая распространенная, тяжелая и одновременно скрытая проблема, с которой сталкивается наш сервисный центр – микротрещины в материнской плате прибора, так называемая «плавающая» ошибка. Проявляться она может по-разному: от артефактов в звуке до случайных зависаний прибора. Периоды между этими проявлениями также довольно случайны. Прибор может зависать каждый час или, например, раз в неделю на концерте. Это сильно затрудняет диагностику, хотя как правило, по мере эксплуатации периоды между глюками и зависаниями укорачиваются. Прибор становится менее стабильным в работе. Зачастую именно в этот момент текущий владелец принимает решение его продать…
Решение этой проблемы ввиду того, что материнская плата многослойная (от 4 до 7 слоев в зависимости от модели), исключительно в замене самой платы. Нетрудно догадаться, что стоимость этой процедуры сопоставима со стоимостью самого прибора. Поиском микротрещин на плате не занимается ни наш сервисный центр, ни тем более сам производитель Fractal Audio. Если прибор – не гарантийный, можно только посочувствовать его владельцу.
Ни у нас, ни у самих Fractal Audio. Это – бич всех электронных девайсов. Выходят новые, а поддержка старых со временем прекращается. На сегодняшний день мы уже не можем ничего предложить владельцам Axe-Fx Standard, Ultra и II, в которых проявилась проблема, требующая замены платы. Если вам не повезло, и вы стали обладателем такого прибора, то максимум, что вы можете с ним сделать – использовать как подставку для еды или попытаться продать на Авито очередному несчастному (в зависимости от ваших морально-этических установок).
Кстати, в сервисный центр были и обращения с просьбой замаскировать «плавающую» ошибку в своих аксах. «Ну, вы можете сделать так, чтобы он хотя бы пару дней проработал нормально?» - Эта фраза навсегда заняла свое почетное место в нашем «корпоративном» списке мемов. Что удивительно, на встречный вопрос «Зачем?» довольно немало людей даже и не скрывают своих намерений: «Мне продать…»
Причина данных микротрещин до конца не установлена. Можно было бы предположить, что их наличие свидетельствует лишь об обычном заводском браке. Однако в таком случае становится непонятным, почему эта проблема ни разу (!) не проявилась в новых официальных приборах. Мы проводим дополнительное тестирование каждого продаваемого прибора, не было ни одного случая, когда нам пришлось бы вернуть свой прибор производителю. В свою очередь это наталкивает на мысль, что проблема локализована исключительно в «серых» и б/у приборах, а вариант с заводским браком исключается.
Является ли все вышеописанное скрытым дефектом от ударов и небрежного отношения предыдущих хозяев или изначальным браком в каких-то списанных приборах, наверное, не имеет большого значения. Важно то, что разбираться с этим придется конечному покупателю.
К сожалению, достоверно определить подобные опасности при покупке, просто невозможно. Прибор может прекрасно работать при демонстрации, а дома уже заглючить.
И тут мы подходим к моменту об ответственности. Опять же, математически очевидным является тот факт, что посредник, не имеющий права продавать приборы, соответственно, не имеет ни дилерского дисконта, а, значит, и необходимой для поддержания качественного сервиса наценки. Многие музыканты не задумываются о том, что продажа топового в своем сегменте прибора сопряжена со множеством операционных факторов: от аренды утепленных складских помещений (мы все-таки живем в России), нюансов логистики до зарплаты квалифицированным инженерам. Все это сделано для того, чтобы представлять бренд с сервисом, который ему подобает, а также решать любые форс-мажорные ситуации.
Посредник же может предложить за свой счет переслать прибор обратно в США, где над ним в порядке общей очереди будет работать Fractal Audio. Кстати, угадайте, какой службой будет проходить доставка туда и обратно (ведь надо еще на таможне не «сгореть»!). Посредники, кстати, к нам тоже нередко обращаются. Хотя количество доведенных дел до конца все же меньше. Уж не знаем, каким образом эти вопросы решаются. Но судя по всему не всегда в пользу клиента.
Техническая и юридическая безграмотность, незащищенность и желание немного сэкономить в конце концов играют с конечным пользователем злую шутку: попытка приобрести инструмент в целях обеспечения полной свободы в творчестве превращается в адский геморрой и беготню с переводом стрелок.
Ну, и в заключение хочется обратиться к логике и здравому смыслу в аспекте психологии покупателя и продавца. Ни для кого уже не секрет, что сегодня продукция Fractal Audio де факто не имеет конкурентов на рынке (как бы не заявляли и не успокаивали бы себя владельцы других цифровых устройств). Что это означает для вас, как для покупателя? А то, что если человек решил перейти на цифровой звук и приобрел лучшее решение на рынке для этого, то продавать он его будет исключительно для приобретения такого же прибора следующего поколения. Но никак не потому, что его что-то не устраивает в звуке или в удобстве использования. Ведь альтернатив на рынке и нет. При этом важно понимать, что даже старые аксы – очень достойные по звуку приборы, которые до сих пор используются и на профессиональных записях, и в турах. Люди не стремятся от них избавиться.
Выводы делайте сами, господа. Наш сервисный центр всегда к Вашим услугам :)